Наш телефон:

8(903)755-23-70

Натьяшастра

«Натьяшастра», создание которой приписывается Бхарату Муни, является, наверное, самой знаменитой и подробной работой, посвященной театральному искусству, теории драмы и музыки Индии. Написанная между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э., «Натьяшастра» описывает танец древнего царства Одхра-Магадха, которое включало в себя Калингу и Одхру (территория современного штата Орисса) и которое славилось драматической экспрессией, или абхинаей.

 

Рельефы с изображением танцоров и музыкантов на стенах пещеры Рани-Гумпха появились еще до создания «Натьяшастры», в которой дается подробное описание высокоразвитого театрального искусства Индии.

 

Как бы ни проходило развитие танца в последующие, совпавшие с распространением буддизма в восточной Индии столетия, начиная с 7 века, изображения танца начинают появляться на стенах большинства храмов, посвященных богу Шиве, например в храме Парасурамесвара, стены которого украшают изображения танцующего Шивы. Вслед за ними, изображения божества появляется и в других храмах, где он представлен как Натараджа, или Король Танца.

 

На стенах храма Парасурамесвара, построенного в 8 веке, можно найти скульптуры в позах танца тандава. В храмах, относящихся к более позднему времени, например Вайтал Деул, тоже есть рельефы с изображением Шивы Натарджи. Внешние стены раннесредневековых храмов, таких как Раджа Рани, украшены танцующими фигурами в замысловатых позах, описанных в «Натьяшастре». К моменту создания храма Конарак стиль танца был уже сформирован, о чем свидетельствуют характерные позы танцоров.

 

Натьяшастра
Существует легенда о двух королях, гандхарва Кесари и нритья Кесари, принадлежащих к династии Кесари, которая правила Ориссой в период между VIII и ХI веками. Согласно этой легенде, два эти короля славились своими танцевальными и музыкальными способностями. К концу правления династии Кесари, расцвет буддизма пошел на спад, и на смену ему пришел брахманизм. Во время правления династии Гангов в Пури был построен великолепный храм, посвященный божеству Джаганнатха, в котором и зародилась традиция танцевать во время храмовых обрядов. В 1194, король Анагабхимадева добавил к храму танцевальный зал, или нат-мандир.

 

Во время его правления был построен целый рад храмов. Анагабхимадева покровительствовал Махешвару Мохапатре, автору книги “Абхинайя Чандрика”, которая считается самым подобным исследованием танца одисси. Его покровительством также пользовался поэт Джаядева, который написал признанную шедевром поэму «Гитаговинда», посвященную Кришне. Последний правитель династии Ганга повелел музыкантам и 20 танцорам служить в храме в Пури.

 

По мере распространения культа Вишну в раннем средневековье, по всей Ориссе начинает появляться большое количество посвященных этому богу храмов, стены которых украшают скульптуры, повторяющие описанные в «Натьяшастре» движения.

Индийские костюмы