Наш телефон:

8(903)755-23-70

Махари

Эти танцовщицы, или махари, являлись служителями божества и жили на средства храма. Они также участвовали в дворцовых ритуалах, так как король считался земным воплощением их божественного мужа. Они сохраняли обет безбрачия, поскольку считались женами божества. Ученый Фредерик Марглин отмечает, что с силу того, что храмовые танцовщицы не могли овдоветь, они считались покровительницами всех индийских женщин. Появление махари на королевском приеме считалось вестником удачи. Существовало верование, что у махари есть некая власть над Кришной/ Джаганнатхой, так как, согласно вайшнавизму, они приносили ему удовольствие своим служением.

Представление об обязанностях махари в те времена можно получить из королевской прокламации, найденной в историческом исследовательском отделе храма Джаганнатха: «Махари запрещено находится в компании мужчин. Они могут танцевать только на церемониях и фестивалях, посвященных богу Джаганнатха. После посвящения, они должны наносить священный знак тилак и носить ожерелья из листьев базилика. Они не должны есть домашнюю пищу. Они должны носить чистую одежду. В дни, когда им предстоит танцевать, они не должны говорить с мужчинами. Во время представления они не должны смотреть на публику. При исполнении танца, они должны строго придерживаться шастр. Они должны точно попадать в музыку. Бхаву следует исполнять только под песни из «Гитаговинды». То есть, махари должны были практиковать строгую ритуальную чистоту.

Махари, принадлежащие к классу бахар-гани, танцевали в храме во время богха (дневного приема пищи бога Джаганнатха) в зале для танцев (ната-мандире). Позднее для этих целей стали использовать зрительный зал, примыкающий к святилищу. Высший класс махари – бхитар-гани – танцевали после вечернего приема пищи и до ритуального приготовления бога Джаганнатха ко сну. Певец, перкуссионист и музыкант, а иногда и несколько музыкантов, задавали ритм цимбалами. В наши дни танец одисси танцуется под такой же аккомпанемент.

Помимо исполнения двух ритуальных танцев каждый день, махари также играли важную роль во время 10 ежегодных фестивалей, особенно Чандан-ятры во время сезона вайшакха и Джулан-ятры в сезон дождей. Во время проведения Чандан-ятры, изображение бога Джаганнатха помещается в трех милях от храма в небольшую лодку, которая плавает в бассейне с водой, пахнущей сандаловым деревом. Махари и готипуа, или танцоры-мальчики, попеременно поют и танцуют около лодки, чтобы развлекать бога Джаганнатха. И махари, и готипуа также развлекают его танцами и песнями во время фестиваля Джулан-ятра. Эти обряды также исполняются во всех вайшанавских храмах Ориссы.

Махари

В первой половине 16 века, бенгальский святой Чайтанья поселился в Ориссе и изменил вайшанавскую традицию поклонения Кришне. При исполнении ежедневной церемонии поклонения богу Джаганнатха бада-шрингара по текстам «Гитаговинды», Радха занимала центральное место. Но именно при Чайтанье идея Ратхи получила широкое распространение в массах. Последователи Чайтаньи считали его воплощением и Ратхи, и Кришны, но сам он считал себя душой Радхи, спустившейся на землю и олицетворяющей разлуку с Кришной (випраламбха виграха). Чайтанья настолько любил «Гитаговинду», что сделал ее автора, поэта Джаядева, святым в рамках культа Вайшнава-сахаджии, что стало закономерным продолжением 700-летней традиции значимости «Гитаговинды» в ритуалах поклонения богу Джаганнатха.

Движение Чайтаньи повлияло на раджу Пратапрудру, который встретил Чайтанью в 1512-1513 гг., что повлекло за собой изменение в древних формах поклонения. Наместник раджи Рамананда Паттаньяк, более известный как Рамананда Рай, известный поэт и музыкант, оставил свой пост и стал одним из ближайших сподвижников Чайтаньи. Он сыграл ключевую роль в развитии драматической экспрессии, или абхинаи. Он написал оперу Джаганнатх Баллав, которая стала классикой жанра, и использовал махари в танцах-представлениях, в которых до этого могли принимать участие только мужчины и мальчики. Это время стало расцветом развития экспрессивного направления танца махари.

Индийские костюмы